После 2008 года термин «пузырь» стал актуальным, и нынешняя напряженная ситуация в мировой экономике заставляет задуматься о подобных явлениях. Термин «пузырь» в финансовом мире означает ситуацию, когда цена активов превышает их фундаментальную стоимость на большую величину. Во время «пузырей» цены на финансовые активы или определенные классы завышены, однако на самом деле это ничем не оправдано.
Характеристики пузыря
Основной чертой «пузыря» является неверие участников рынка в перекупленность активов. На самом деле стоит признать, что обычно участникам рынка тяжело определить наличие «пузыря», и все их распознают уже после того, как они лопнут. Экономист Хайман Мински выделяет пять этапов в обычном кредитном цикле — сдвиг, подъем, эйфория, получение прибыли и паника. Несмотря на то, что циклы могут отличаться, основные моменты активности «пузырей» являются довольно последовательными.
Фаза «сдвиг» проявляется тогда, когда инвесторы приходят в восторг
от каких-либо новых парадигм: например, новые технологии или изменение
процентных ставок, которые находятся на исторически низких уровнях.
Классический пример: ставки в США с 2000 по 2003 снизились
с 6.5% до 1%. В этот трехлетний период процентные ставки
на 30-летние ипотечные бумаги снизились на 2.5% процентных пункта до
минимальных 5.21%. Это посеяло семена будущего «пузыря» на рынке
недвижимости.
Подъем. Сначала цены растут довольно медленно, однако потом толчок становится сильнее, так как на рынке появляется все больше участников, и начинается фаза «подъема». В этом время привлекательность активов нагнетается обсуждением в прессе — страх упущенной возможности подстегивает больше покупать и совершать спекулятивные операции.
Эйфория. На этом этапе все мысли об опасности отметаются, так как цены на активы улетают вверх. Оценки достигают экстремальных значений. Для примера, в момент пика пузыря недвижимости в Японии в 1989 году земля в Токио продавалась за 139 тысяч за квадратный фут — это в 350 раз дороже земли на Манхеттене. После сдувания «пузыря» стоимость недвижимости обрушилась на 80%, а цены на акции рухнули на 70%. Точно такая же ситуация была с интернет-пузырем в марте 2000 года, когда общая стоимость технологических акций на бирже Nasdaq была выше, чем ВВП многих стран.
Получение прибыли. В это время те, кто владеет «умными деньгами», прислушиваются к предупреждающим знакам и продают активы с прибылью. Однако оценить точное время, когда «пузырь» может лопнуть, является очень трудным и опасным делом. Именно поэтому Джон Мейнард Кейс говорит, что «рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем вы можете оставаться платежеспособными». Важно то, что когда «пузырь» прокалывается, это происходит очень быстро, и обратно он уже не надувается.
На стадии паники цены на активы скатываются вниз так же быстро, как они росли. Инвесторы и спекулянты сталкиваются с маржин-коллами и резким снижением стоимости их активов, поэтому они скидывают их по любой цене. Наглядным примером является глобальная паника финансовых рынков в октябре 2008 года, когда инвестбанк Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, а страховые компании Fannie Mae, Freddie Mac и AIG потерпели коллапс. Индекс S&P 500 упал за один месяц на 17%, а мировые рынки акций потеряли $9.3 трлн., что составило 22% от их общей капитализации.